Электронная библиотекапубликации о музее-заповеднике «Кижи». Архитектура сруба


Архитектура сруба | Студия Срубов Сергея Озёрного

Казалось бы, какая связь? Разве может нечто из разряда смартфонов, планшетов, посудомоечных машин, сканеров, кондиционеров и прочих увлажнителей воздуха, повлиять на архитектуру сруба и частного дома вообще? Оказывается – может.

Архитектура сруба и технический прогресс Речь идёт о видеопроекторе с большим экраном. Да, на внутренние пределы дома сей аппарат не влияет. Но, в чём прелесть и отличие частного дома или дачи от квартиры? Правильно, во всём том, чего в квартире быть по определению не может, в том числе – большие пространства на открытом воздухе.

БеседкаЛюбая жизнедеятельность, начиная с приготовления/употребления пищи и заканчивая сном, вне стен дома приобретает совершенно иное звучание.

БеседкаЛюбая активность на свежем воздухе не влияла на архитектуру дома, террасы, чайного домика или беседки, а вот видеопроектор влияет.

Любая активность на свежем воздухе не влияла на архитектуру дома, террасы, чайного домика или беседки, а вот видеопроектор влияет Знающие подтвердят, а люди с воображением, представят – какое удовольствие, вечерком, да на улице, у родного куста смородины, посмотреть футбол/хоккей, кинофильм или выступление местного Президента. Дети посмотрят мультики, а жена, готовя ужин и сервируя стол, насладится очередной серией любимой мыльной оперы.

Голимые беседки, ставшие в наших широтах невыносимой классикой, с ролью видеозала на свежем воздухе не справятся. Нужна территория побольше, в идеале – просторная терраса, примыкающая к срубу. Как видно по картинке, разумное и удобное расстояние до большого экрана составляет метров шесть-семь. Объект подобных масштабов не может не влиять на общую архитектуру строения. Он должен вписываться в общую концепцию, иметь кровлю отличную от «пристройки», вход/выход в дом, уличный камин и возможно, включать в себя летнюю кухню.

Зачем строить дом, не запланировав возможность комфортно проводить много времени на открытом воздухе? Как говорится – спрашивайте у архитекторов вашего города.

hibara.net

Архитектура сруба | Студия Срубов Сергея Озёрного

Наши предки очень много внимания уделяли крыльцу сруба. Крыльцо не просто декоративный, но функциональный элемент сруба. С крыльцом связано много обрядов, ритуалов и знаков.

— Чесалась свинья и о боярские крыльца;

— Не всякий гость к переднему крыльцу;

— С переднего крыльца отказ, а с заднего — милости просим;

— Переднее крыльцо круто, заднее положе;

— Наилучшая прогулка — перед своим крыльцом;

— Плюнь ему на порог, чтоб к крыльцу не знать было дорог;

— У стрельца не ходи до крыльца;

— Хорош и боярышник, да не перед боярским крыльцом;

Даже маленький сруб может иметь просторное крытое крыльцо с двухсторонней лестницей. Симметрия сруба и симметрия крыльца – и красиво, и удобно функционально.  В некоторых случаях без такого крыльца просто не обойтись, иначе территория земельного участка не может быть полноценно и разумно использована.

Даже маленький сруб может иметь просторное крытое крыльцо с двухсторонней лестницейПросторное крыльцо/терраса с двумя симметричными лестницами, ведущими в верхнюю, летнюю избу (как правило, на втором этаже располагалась неотапливаемая горница или – «летняя изба»).

Просторное крыльцо/терраса с двумя симметричными лестницами, ведущими в верхнюю, летнюю избуНа изломе кровли крыльца сруба установлен «поток» — деревянная водосточная система. Крыльцо первоочередное место сруба для всевозможного декорирования.

На изломе кровли крыльца сруба установлен «поток» - деревянная водосточная система. Крыльцо первоочередное место сруба для всевозможного декорирования. Крыльцо-сруба-3Полноценная и просторная терраса на втором этаже сруба.

Полноценная и просторная терраса на втором этаже сруба.Декоративные элементы крыльца сруба

hibara.net

Древнерусский стиль|Архитектура

Прекрасные терема и шикарные хоромы. Это всё давно известные образцы древнерусской архитектуры.

архитектура Древняя Русь - 01

Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург)

Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?

Древнерусский стиль в архитектуре

Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.

А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.

архитектура Древняя Русь - 02

Архитектор не известен

 

Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.

архитектура Древняя Русь - 03

Архитектор не известен

Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том, что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.

Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).

архитектура Древняя Русь - 04

Архитектор не известен.

 

В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название – гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пищи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.

На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо, и сами дома, обязательно украшали. В 13 – 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.Именно в те времена появился златоверхий терем.

Терем – это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.

архитектура Древняя Русь - 05

Архитектор не известен.

Как я уже говорил выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба.Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.

Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.

Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. И улучшали горницу красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.

архитектура Древняя Русь - 06

Архитектор не известен.

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба)).

А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени – это переходы под общей крышей здания.Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.

Кроме сеней был ещё и сенник – не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.

Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.

архитектура Древняя Русь - 07

Архитектор М.А. Кузьмин.

А теперь поговорим о хоромах. Хоромами называлась совокупность строений расположенных в одном дворе. Строений могло быть очень много и они ставились отдельными группами (по хозяйственному назначению), а потом соединялись сенями и/или переходами. В результате получались хоромы, которые состояли из нескольких особняков. Со временем, к существующим хоромам пристраивались необходимые помещения. Хозяева не обращали внимания на симметрию – должно было быть удобно и комфортно.

архитектура Древняя Русь - 08

Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии — умер 7 мая 1932 г., Томск. В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».

Возведение хором требовало особых знаний (секретов) и таких знаний было много. Это и использование бересты в кровле, и секреты при укладке теса, а ещё делались полицы (небольшие переломы в устройстве крыши) и многое другое. Все эти секреты позволяли стоять зданиям десятилетиями без всякого ущерба от природы.

архитектура Древняя Русь - 09

Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.

Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском — нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.

.Вот пожалуй и всё, что я хотел вам сегодня рассказать о старорусском стиле и о том, как выглядела старорусская архитектура.

Предлагаю вашему вниманию:

11 мая 2015      admin49h4d5fR94817     Метки: архитектура, история     2064       Поделитесь записью

svistanet.com

Древнерусское деревянное зодчество

Бревенчатая рубленая изба – своего рода символ Руси. Именно в ней проводило свою жизнь от рождения и до смерти бесчисленное количество поколений русичей, начиная от самых древних времен и заканчивая временами не столь отдаленными.

Использование деревьев в качестве основного материала для строительства жилья было обусловлено особенностью растительного мира нашей страны и ее климатическими условиями. Леса занимали большую часть территории, поэтому дерево было всегда под рукой.

А поскольку оно обладало отличными технологическими и теплоизоляционными свойствами, не было особой нужды использовать другой материал. К тому же «теплое» и «нежное» дерево обладает благоприятным воздействием на здоровье людей и создает в жилищах комфортный и целебный микроклимат. Древние славяне хорошо знали об этом.

История деревянного строительства на Руси

Летописи не донесли до нас свидетельств жилищного строительства древних славянских племен из времен до Рождества Христова. Но ученые считают, что бревенчатые избы возводились нашими предками еще во II тысячелетии до н.э.

А вот начиная с середины I-го тысячелетия имеется уже достаточно данных о рубленом бревенчатом строительстве на Руси. В IV-V веках в лесных районах оно использовалось повсеместно. Избой называлось отапливаемое деревянное жилище, в котором проживало все семейство – отцы, сыновья, деды и внуки.

Жилое строение было объединено общей крышей с хозяйственными постройками, что давало возможность выполнять работы, не выходя из дома. В X-XII веках с ростом городов начался подъем деревянного зодчества. Жилая изба в IX-XI веках была преимущественно квадратным строением со стороной 4-5 м.

Богатые и знатные люди возводили для себя великолепные хоромы из дерева с украшенными резьбой наличниками и позолоченными вышками теремов. Многие дома из бревна были настоящими произведениями русского строительного искусства. Примером может служить «теремной» дворец княгини Ольги, который получил свое название из-за оригинальных вышек, имевших шатровый верх.

После принятия нашими предками христианства широкое распространение получило храмовое строительство, хотя храмы из дерева в Киеве возводились и до крещения Руси. К большому сожалению, образцов деревянного строительства эпохи Киевской Руси до нашего времени практически не сохранилось.

Инструменты, использовавшиеся при строительстве

Основным инструментом русских плотников до недавнего времени был топор. В качестве вспомогательных использовались долото и скобель. Пилой наши предки предпочитали не пользоваться, хотя она тоже имелась в наличие. И этому есть свои причины.

Рассекая бревно, топор уплотняет древесину в месте сруба, перекрывая канальцы в волокнах, по которым перемещается влага. В гладкий срез от топора вода проникает с трудом, это защищает концы бревен от увлажнения. Пила же, напротив, разлохмачивает волокна, увеличивая их всасывающую способность.

Древние славяне предпочитали строить дома одним топором. Отсюда и выражения «сруб», «срубить избу», сруб дома из бревна. Гвоздями тоже старались не пользоваться, поскольку древесина в месте контакта с ними увлажняется и загнивает.

Технология строительства

Облик, планировка и размеры бревенчатых изб менялись с течением времени – от простых небольших лесных хижин с одним помещением, до красивых и комфортных строений с множеством комнат и резными украшениями. Неизменным оставался лишь основной элемент бревенчатой избы – сруб, который представлял собой остов избы, сложенный из ошкуренных бревен.

Для плотного прилегания бревен друг к другу на одном из них делалось овальное углубление, которое прилегало к округлой поверхности другого бревна. Современные плотники углубление вырезают в верхнем бревне – это не дает влаге проникать в стык.

А вот древние мастера почему-то делали наоборот – вырубали углубление в нижнем венце. Пазы конопатились болотным мхом, который кроме хорошей теплоизоляции обеспечивал также антибактериальную защиту. Срубы возводились на месте строительства или в лесу при заготовке бревен.

При разборке и перевозке лесного сруба расположение всех бревен помечалось зарубками – чтобы не перепутать венцы при окончательной сборке. Основным элементом сруба являются углы. Способов их соединений существовало множество. Причем в разных районах это делалось по-разному.

Археологи установили, что в древнерусском деревянном зодчестве использовалось до 50-ти способов врубки. Русские плотники обладали большим мастерством в строительстве бревенчатых изб. Они возводили дома без единого гвоздя, одним топором.

Работа была настолько искусной, что при взгляде со стороны создавалось впечатление, будто бревна пропущены друг сквозь друга. Особенно славились мастера из Пскова, Твери и Новгорода. Обшивка сруба тесом в Древней Руси не использовалась. Этот технология пришла в Россию только в XVI веке.

www.stroypraym.ru

Особенности архитектуры деревенских домов - HintFox

На Руси древесина всегда была самым доступным материалом. С древних времен к дереву относились с почетом. Часто к нему обращались с просьбами о помощи в различных жизненных ситуациях, словно к живому, ему поклонялись, а в языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством. Считалось, что в деревьях сосредоточена вся энергия, как земли, так и неба. Сегодня это доказывает наука, а наши предки чувствовали это благодаря своей интуиции, поэтому всем нравились деревянные здания с чистыми стенами, считалось, что от них исходит добрый дух.

Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то Русский Север является самым большим и уникальным заповедником народного творчества. В Архангельской области сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Карелы, что находится неподалеку от Архангельска.

Здесь можно проследить, что деревянное строительство на Русском Севере имеет богатые традиции, которые зависят не только от специфических условий сурового климата, но и от уклада жизни, и от умения рубить добротное и красивое жилище. Архитектура таких домов отличается своеобразием и красотой. «Северная изба производит впечатление вековечной прочности, она олицетворяет победу сильного, мужественного человека над суровой природой. Гордый и сильный северянин не жалел брёвен на постройку и возводил не подслеповатую избёнку, а крепость, в которой не страшны ни полярная ночь, ни хищный зверь, ни лихой человек. Всего дороже, как говорилось в народе, честь сытая да изба крытая».

Из древесины строили все: от жилых домов до церквей, от простой деревянной изгороди до крепостей. Искусство домостроения переходило из рода в род. Изба в российских условиях служила обычно двум-трем поколениям и при надежной защите сруба могла простоять и до 200 лет, а церкви служили ещё дольше – до 400 лет.

Дом в деревне, куда мы с родителями ездим отдыхать каждое лето, был построен ещё в XIX веке, а в начале XX (точнее – в 1903г. ) был перестроен и увеличен, так как увеличилась семья нашего прапрадеда. Сейчас мы строим свой дом, который, мы надеемся, простоит так же больше 100 лет. Деревня, где мы проводим лето, называется Сельцо и находится в Холмогорском районе Архангельской области. В прошлом году в июле мы всей семьёй поехали в гости к бабушке и дедушке в Вологодскую область. Ехали мы на машине и, глядя в окно, обратили внимание, что внешний вид деревенских домов меняется по мере приближения к границе двух областей – Архангельской и Вологодской.

Цель данной работы – сравнить архитектуру домов двух деревень из разных областей северо-запада России. Это – село Сельцо Холмогорского района Архангельской области и деревня Ореховская Верховажского района Вологодской области.

Для реализации этой цели определены следующие задачи:

• познакомиться с историей деревянного зодчества Русского Севера;

• изучить архитектуру домов двух деревень в Холмогорском районе Архангельской области и Верховажском районе Вологодской области;

• сравнить архитектуру изученных домов.

В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования:

• наблюдение;

• изучение литературных источников по теме работы;

• сравнение;

• анализ.

Считаем, что наша работа является актуальной и практически значимой, так как каждый человек должен знать историю своей страны, любить и уважать свой родной край.

«Каждый народ, желающий иметь будущее, должен в первую очередь знать и чтить своё прошлое, свои истоки, обычаи и традиции, свою историю».

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1. СЕВЕРНОЕ ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО

Сколько разных типов домов существует на Севере! Одни их названия звучат как деревенские прозвища: «кошель», «глаголь», «брус». И в каждом по-своему организованы и распределены внутренние помещения. Внешний вид домов так же отличается. Но есть у всех этих домов одно общее замечательное свойство: их конструкция позволяет в любое время провести необходимые переделки или же заменить обветшавшие части, не нарушая естественного течения жизни его обитателей.

Заглянем в более дальние времена. На севере, богатом лесами, не было проблемы, из чего делать жильё – конечно из дерева. Главное требование к жилью – это защита и тепло: мой дом – моя крепость. Каждая семья строила для себя жильё своими силами с помощью близких родственников. Боялись, что чужие люди могут наложить проклятье на дом и семью. Особое внимание уделялось выбору места будущей постройки. «При выборе места для дома учитывали, чтобы место было сухое, возвышенное, защищённое от прямых ветров, и близко от воды. Нельзя было строить дом, где раньше была дорога (уйдёт достаток из дома), где стояла баня, где сгорел дом от молнии (гнев Бога). На начало строительства пекли каравай хлеба, если он выходил неудачно (не поднялся, подгорел), то дом на этом месте не строили».

Выбор леса на постройку дома доверяли опытным строителям. Обычно для сруба подбирали деревья хвойных пород древесины (сосна, лиственница), так как они отличаются ровной и плотной внутренней структурой, а также высокой воздухопроницаемостью. При этом теплопроводность такой древесины близка к нулю, а значит, дом всегда будет хранить тепло и уют. Дома складывались из 70 – 100-летних сосен и лиственниц с диаметром в верхнем отрубе 18 – 22 сантиметра. Рубили деревья поздней осенью и зимой, когда они спят, т. Е. находятся в стадии зимнего покоя и их стволы суше, менее подвержены загниванию и короблению. «Не рубили «заповедных» деревьев, деревьев с могил, скрипучих, деревьев с дуплами. Не рубили засохших деревьев – мёртвых. Так же не рубили «буйных» деревьев, выросших на дорогах или перекрёстках дорог. Срубленные деревья осматривали, нет ли в них изъяна – сучка, идущего из глубины, который при высыхании вылетит и будет дырка в срубе. Затем лес доставляли на место стройки».

Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле. И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае, применяли деревянные костыли.  

Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание – «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и гниет меньше.

По типу скрепления бревен между собой различались и виды срубов. Для хозяйственных построек применялся сруб «в режь» (положенные редко). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе. При скреплении бревен «в лапу» концы их, вытесанные и действительно напоминающие лапы, не выходили за пределы стены снаружи. Венцы здесь уже плотно прилегали друг к другу, но в углах могло все же задувать зимой.

Самым надежным, теплым, считалось скрепление бревен «в обло», при котором концы бревен немного выходили за пределы стены. Такое странное сегодня название происходит от слова «оболонь» («обволакивать, оболочка»), означающего наружные слои дерева. Еще в начале XX в. Говорили: «рубить избу в оболонь», если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако чаще внутри избы брёвна обтесывались до плоскости – «выскабливались в лас» (лас – гладкая полоса), тогда как снаружи они оставались круглыми. Теперь же термин «обло» относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом. Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Для уплотнения сруба каждый венец имел продольный паз. Пазы выбирались из нижних горбов верхних бревен, благодаря чему сруб предохранялся от попадания воды и дальнейшего гниения. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Так же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». Русская изба была либо «четырехстенкой» (клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной – «перерубом»). При строительстве избы к основному объему клети пристраивались подсобные помещения («крыльцо», «сени», «двор», «мост» между избой и двором и т.  Д. ). На Русском Севере, не избалованном теплом, весь комплекс построек старались собрать вместе, прижать друг к другу. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку, и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба, и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это «брус». В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») – концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим». За крыльцом обычно следовали «сени» (сень – тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы. Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. На второй этаж в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» - наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном.

Кровлю над срубом устраивали в древности безгвоздевую - «самцовую». Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли «самцами». На них ступеньками клали длинные продольные жерди - «слеги». Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги двумя скатами настилался тёс – доски, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Тёс считался самым дорогим покрытием. Само слово «тес» хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием. Покрывали крышу обычно в два слоя - «подтесок» и «красный тес». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конек». Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном – «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» - то, что охватывает. Фронтоны в самцовых конструкциях могли быть всяческих форм: от треугольных фронтонов до фронтонов с криволинейным очертанием.

2. 2. ОСОБЕННОСТИ ДЕРЕВЕНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ В

С. СЕЛЬЦО И Д. ОРЕХОВСКАЯ

Рассмотрим устройство деревенского дома в селе Сельцо Холмогорского района. В Архангельской области сруб часто ставился на «подклете» - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. Делалось это для сохранения тепла в жилых помещениях. Таких домов в Сельце немало. Много здесь и двухэтажных домов, так как семьи были большие. Устройство домов в селе, как правило, «брус», то есть все постройки вытянуты в одну линию. За срубом жилого помещения располагается «двор» для содержания домашних животных в летнее время, а за ним «дельник», где домашних животных содержат зимой. Над двором и дельником на уровне второго этажа располагается поветь для хранения различной хозяйственной утвари. В д. Ореховская Вологодской области мы не видели домов на «подклете». Видимо, климат здесь мягче, чем в Сельце. Устройство домов так же «брус», однако, хозяйственных построек меньше, чем в Сельце. Утеплённое помещение, где животных содержат зимой, называется «хлев» и оно занимает часть «двора» для летнего содержания скота. В той и другой деревне свесы крыши закрывают причелинами – подзорами. К сожалению, причелин с резьбой в Сельце сохранилось мало. В д. Ореховской, на наш взгляд, резные причелины встречаются чаще и даже на новых постройках. А вот орнаментальную роспись подшивки части крыши, нависающей над фронтоном, мы увидели только в Сельце. Сравнивая дома двух деревень, мы обратили внимание, что для Сельца характернее дома не с двускатной крышей, а с трёхскатной и мезонином с главного фасада. Оформление мезонина может быть разным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сравнивая архитектуру домов двух деревень разных областей Русского Севера, мы прочитали много интересных книг, познакомились с историей деревянного зодчества, изучили устройство деревенского дома. И можем сделать выводы, что в конструкциях домов в Сельце и д. Ореховской существуют и общие черты, и различия:

• устройство домов в обеих деревнях одинаковое – «брус»;

• в Сельце Архангельской области дома строились на «подклете» из-за более сурового климата;

• В Сельце есть двухэтажные дома старинной постройки, в д. Ореховская двухэтажные дома только современной постройки;

• крыши домов в обеих деревнях устроены по типу «самцовых»;

• для Сельца характернее дома не с двускатной крышей, а с трёхскатной и мезонином с главного фасада.

Мы считаем, что знания, приобретённые во время работы над рефератом, помогут нам быть хорошими помощниками нашим родителям при достройке нашего дома.

www.hintfox.com

1. Некоторые собенности русской народной деревянной архитектуры | Традиционная культура русских Заонежья| Электронная библиотека

(Из книги: Пилявский В.И., Тиц А.М., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры).

Многие архитектурные формы, существовавшие на большей части территории Древней Руси, были выработаны в ходе эволюции деревянной архитектуры задолго до появления каменных построек. Дерево было наиболее доступным строительным материалом. Леса покрывали большую часть земель Киевской Руси, и все земли Великого Новгорода, Владимиро–Суздальского и Московского княжеств. Это и определило главенствующую роль дерева в строительстве, как материала, легко обрабатываемого и доступного самым широким слоям населения. На протяжении многих веков дерево оставалось основным строительным материалом и тогда, когда появились постройки из природного камня и кирпича. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные и композиционные приемы, отвечавшие и природно–климатическим условиям и художественным вкусам народа, оказавшие впоследствии немалое влияние на формирование каменного зодчества. Все типы построек, соответствовавших русскому бытовому укладу, первоначально сложились в дереве, а многие из них, в частности постройки сельских поселений (жилые дома, амбары, бани мельницы, мосты и др.), возводились только из дерева вплоть до XIX в., а зачастую и позднее. До XVII в. дереву, как материалу сухому и теплоемкому, долгое время справедливо отдавалось предпочтение и при сооружении городских жилых построек: в дошедших до нас каменных домах XVII в. жилые помещения тоже выполнены из дерева.

Лишь два отрицательных качества дерева как строительного материала – его недолговечность и горючесть – не позволяют заглянуть в древнейшие периоды развития русского деревянного зодчества. Редкие жилые дома имеют возраст свыше 100 лет, а неотапливаемые летние храмы – более 300 лет. Облик древних деревянных сооружений мы можем предположительно восстановить по различным историческим источникам: летописям, писцовым книгам, миниатюрам, иконам, описаниям и зарисовкам иноземных путешественников, а также по данным археологии.

Кроме того, представить характерные черты более ранних периодов развития деревянной архитектуры нам помогает традиционность строительных и художественных приемов. Наибольшая устойчивость народных традиций в деревянной архитектуре была присуща районам Русского Севера. На севере уцелели не только отдельные памятники, но даже целые поселения в относительно хорошо сохранившейся природной среде. Здесь можно полнее проследить становление и развитие основных типов построек, а также композиционные и планировочные приемы, которые совершенствовались в ходе естественного отбора. И, наконец, здесь можно уяснить народные принципы взаимосвязи архитектуры и природы.

Особенности строительного материала, его физические свойства во многом обуславливают строительные приемы и тектонику архитектурных форм. Многовековой строительный опыт народа позволил максимально использовать свойства каждой породы дерева. Наибольшее применение находили хвойные породы – сосна, лиственница, ель, ибо они обладают многими ценными в строительном отношении качествами. Прямизна и отсутствие дуплистости стволов позволяли сплачивать бревна в стены, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин (плах) и теса. Смолистость упомянутых пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению. Особенно ценилась мелкослойная (до 16 слоев на 1 см) «кондовая» сосна, произрастающая на сухих песчаных почвах, и лиственница, из которых рубились наиболее ответственные нижние венцы срубов.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

На срубы стен шла сосна и лиственница (в том числе и в Карелии, в тех местах, где лиственница произрастала – прим. сост.), из ели изготавливались главным образом элементы кровли. Из пластичной осины вытесывали кровельный лемех.

Лес шел в дело прежде всего в виде бревен, средний диаметр которых составлял 25–40 см и лишь в отдельных случаях доходил до 60–80 см (нижние венцы Успенской церкви в Кондопоге и др.). Наиболее употребительная длина бревен – 5–10 м, но иногда она достигала 12–16 м . К сращиванию бревен по длине русские плотники прибегали очень редко, предпочитая стыковать целые срубы. Брусья, плахи и тес, изготовлявшийся из бревен, расколотых с помощью клиньев и тесаных особым топором – «теслом», употреблялись лишь там, где их нельзя было заменить бревнами.

Главным орудием производства русского плотника был топор (и его многочисленные разновидности для различных видов работ), которым выполнялись все операции от рубки деревьев и поперечной рубки бревен до вязки срубов и изготовления резных украшений. Способ производства определял строительную технологию: во всех исторических документах, где говорится о возведении деревянных строений, употребляется слово «рубить» вместо «построить».

Поперечная пила в XVI–XVII вв. была инструментом еще достаточно редким, но и позднее, вплоть до XVIII–XIX вв., она почти не применялась, ибо разрушала волокна древесины, и торцы бревен начинали «тянуть» воду, тогда как топор при перерубке уплотнял их.

Основным конструктивным элементом рубленого здания являлся венец – сочетание четырех бревен, составляющих в плане прямоугольник или квадрат, врубленных своими концами друг в друга. Если уложить один ряд венцов на другой, образуется сруб, – замкнутая по контуру постройка, обладающая необходимой устойчивостью и жесткостью. В русском деревянном зодчестве сруб являлся основной конструктивной формой. Он был как бы мерилом, исходным элементом всего деревянного сооружения. Соединяя ряд срубов, можно было получить чрезвычайно большие и разнообразные по форме строения. Кроме прямоугольных срубов – «четвериков», возводились шести- восьми- и десятигранные срубы, носившие, соответственно, названия «шестерик», «восьмерик», «десятерик».[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Надо иметь ввиду то, что величина самого сруба была ограничена по горизонтали нормальной длиной бревен, равной нескольким метрам. Таким образом, мерилом, модулем деревянных рубленых строений являются, в конечном счете, даже не сруб, а бревна, из которых он состоит.

Для сплачивания горизонтальных венцов в бревнах выбирался продольный паз – первоначально в верхней, а позднее в нижней поверхности каждого бревна, для уменьшения возможности затекания воды. В углах срубов бревна соединялись с помощью врубок. Чаще всего применялась врубка с остатком – «в обло» или «в чашу», как более теплоустойчивая, реже рубили без остатка – «в лапу». При рубке в обло выпущенные за пределы стены концы бревен осложняют обшивку строения досками. Второй тип врубки – в лапу, несколько сложнее первого по выполнению, но зато прочнее его в конструктивном отношении и не мешает сооружению обшивки. Для экономии бревен в неотапливаемых частях построек (шатры храмов, основания мельниц) делалась врубка с просветом, в четверть дерева – «в реж». Пазы при рубке жилых зданий прокладывались мхом – «мшились» и после сборки конопатились.

Процесс рубки и сборки построек был далеко не прост. Заготовка, обрубка и притеска бревен требовали немало сил. На один сруб хорошего жилого дома шло 150–170 бревен. Особенно много усилий затрачивалось на многократный подъем бревен для притески и подгонки их друг к другу. При этом выручали сметка и сноровка плотников. Высокие постройки разбивались по высоте на три–четыре «чина», по 8–10 венцов в каждом, которые притесывались внизу, на земле. Для сборки каждый чин метился плотницким счетом (первая цифра – номер чина, вторая – номер венца). Подобные приемы позволяли ставить постройки в очень короткие сроки, часто – за один день: известны так называемые «обыденные» церкви, возводимые в течение одного дня.

Для определения размеров строения русскими плотниками была выработана система простых отношений, в основе которой лежала русская система мер, тесно связанная со средними размерами человеческого тела. Методы пропорционирования, выработанные в деревянном зодчестве и определявшиеся способом ведения работ, позднее перешли и в каменную архитектуру.

Разметка плана будущей постройки производилась на земле с помощью мерного шнура путем выкладывания («окладывания») нижнего венца сруба – «оклада». Квадратная клеть, являвшаяся главным элементом почти любой постройки, требовала проверки правильности прямых углов равенством диагоналей квадрата. Таким образом, отношение стороны квадрата к его диагонали – это основа древнерусского пропорционирования. Диагональ квадрата обладала еще одним важным свойством. Став стороной нового квадрата, описанного вокруг меньшего, она позволяла получать без вычислений удвоенную площадь. Соотношение диагонали квадрата и стороны квадрата стало принципом сопряжения русских мер: мерной маховой сажени – стороны квадрата (176,4 см) и великой сажени – его диагонали (249,5 см). И остальные, применявшиеся в строительстве, меры длины малая пядь (19 см), нога (27 см), локоть (38 см), большой локоть (54 см), стопа шага (6 см), сажень – локоть (108 см) - относились друг к другу как сторона квадрата к его диагонали. На этой же закономерности был основан и мерный плотничий наугольник.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Нельзя не отметить, что древнерусские меры длины позволяли при строительстве все время ощущать размеры человека, чего нельзя сказать о современном профессиональном проектировании, оперирующим абстрактным метром.

Плановые размеры постройки становились в дальнейшем модулем для пропорционирования ее вертикальных размеров, что подтверждается анализом многих памятников деревянного зодчества, в том числе таких, как небольшая церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря (ныне – в музее «Кижи»). Анализ этих памятников, срубленных в разные столетия, свидетельствует о стабильности описанного метода пропорционирования. Все горизонтальные и вертикальные размеры этих построек основаны на соотношении простой и косой саженей. Такая взаимосвязь горизонтальных и вертикальных размеров будущей постройки позволяла плотникам заранее рассчитать размеры и количество требуемых для строительства бревен и точно определять площади всех помещений.

Система пропорционирования, выработанная в русском деревянном зодчестве, – это результат тесной гармонической взаимосвязи размеров сооружений с характером построения архитектурной формы. Но никакая, даже самая гибкая, система пропорционирования не может заменить художественную интуицию зодчего, его индивидуальный «почерк». Недаром в порядных грамотах – своеобразных письменных заданиях–договорах на строительство, которые заключались между мастером плотницкой артели и «миром» (крестьянами–заказчиками), нередко указывалось: «…а строить высотою как мера и красота скажет». Проверка и правка задуманного проводились на месте в ходе строительства, и иногда они приводили к изменению первоначального замысла.

Срубы жилых и общественных зданий чаще всего ставились на землю без фундаментов. Иногда под углы срубов и середины стен клались камни–валуны или врывались в землю «стулья» из обрезков толстых бревен

Оконные проемы в срубах, чтобы сохранить прочность стен, делались невысокими. Простейшие окна – волоковые – вырубались в смежных бревнах на полбревна вверх и вниз, представляя собой небольшие прямоугольные отверстия. Дверные проемы и большие по размеру косящатые («красные») окна для придания срубу прочности обрамлялись колодами («косяками») из брусьев. В старину они ставились только с трех сторон – с боков и сверху, с соединением «в ус». Оконные коробки и резные наличники на окнах появились лишь в XVII веке.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Для ограждения холодных помещений применялись более легкие и экономичные каркасные конструкции, состоящие из стоек, зажатых между верхней и нижней обвязками. пространство между стойками забирали досками.

Полы («мосты») в жилых постройках и в храмах набирались из досок -тесин или плах. На нижних этажах полы укладывались по лагам, в верхних – по балкам – «матицам». Снизу такое перекрытие либо стесывалось под одну плоскость, также как и внутренняя поверхность бревенчатых стен в жилых домах, либо подшивалась досками. Полы хозяйственных помещений набирались из притесанного кругляка.

Чердачные перекрытия для утепления засыпались землей. При больших пролетах помещений (трапезные церквей) балки–матицы опирались на столбы. В храмах с высокими покрытиями устраивались подвесные потолки с подшивкой тесом по балкам, позднее – в виде плоских шатров (потолок «небом»), крепившихся железными хомутами к бревенчатым прогонам.

Крыши русских деревянных построек были также рубленые. В бревенчатые фронтоны укороченных торцевых стен врубались горизонтальные бревна–слеги, по которым настилали тес. Придавая фронтонам различные очертания, можно было возводить кровлю либо на два ската, либо на два ската с полицами, то есть, с переломом кровли. Кровлям придавались также криволинейные очертания с килевидными завершениями (бочечная кровля). Квадратные в плане постройки перекрывались нередко на восемь скатов, либо пересекающимися бочечными кровлями т.н. «крещатая» бочка).

Центричные здания (четвериковые, восьмериковые) небольшой высоты перекрывались рубленой «в реж» пирамидой, носившей название «колпак», а более высокие – шатром. Пример тому -крепостные башни, храмы. Над четвериковыми срубами устраивался еще один тип покрытия – «куб» (кубоватая кровля) Так называли шатер с криволинейными очертаниями, напоминающими профиль бочки. Кубоватые кровли, хорошо сопротивлявшиеся ветрам, служили для покрытия храмов и крепостных башен.[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

В храмах шатры и кубы завершались главой, в XV–XVI вв. нередко тоже рубленой «в режь» (граненой) из тонких стволов. Стропильные конструкции при устройстве шатров применялись на крепостных башнях и реже – в храмах и на колокольнях. Иногда прибегали к комбинированной конструкции – нижняя часть шатра рубилась в реж, а верхняя была стропильной.

Почти у всех типов рубленых построек верхняя подкарнизная часть сруба расширялась в виде так называемого «повала». Повалы и большие свесы кровель, опиравшиеся на выпуски бревен, нужны были для отвода воды, сливавшейся с кровель, как можно дальше от нижних, наиболее оберегаемых от гниения, венцов сруба. Для кровли употреблялся тес, настилавшийся вперехлест, или «лемех» – короткие вогнутые дощечки небольшого размера, способные покрывать и округлые формы (бочки, кубы, шеи, главы). Концы лемеха делались заостренными или закругленными, но чаще всего – «городчатыми», то есть в виде ступенчатых прямоугольных уступов. Концы тесин на кровлях и полицах также фигурно обрабатывались («красный тес»). Подобный свес быстрее высыхал и давал ажурную тень, контрастную суровым срубам. Такое тесное единение двух начал – функционального и художественного – стало одним из важнейших качеств народного деревянного зодчества. Многовековой строительный опыт русских плотников помог выработать совершенную и остроумную конструкцию так называемой безгвоздевой кровли «по курицам и потокам», все части которой крепились без применения дорогостоящего железа. Несущие элементы кровли – горизонтальные слеги – врубались в бревна – «самцы» фронтонов дома. На них укладывались так называемые «курицы» – стволы тонких елей с остатками корневищ, которые были обработаны в виде крючьев. На нижние, загнутые, комлевые концы куриц укладывался брус («поток», «водотечник»), по верхней плоскости которого выбирался паз. В него заводились нижние концы тесин кровли. Поток собирал воду с кровли и по консольным выносам – «водометам» отводил ее от стен дома, тем самым также обеспечивалась лучшая сохранность нижних венцов, на которые не попадала вода с крыши. Наверху стык тесин прикрывался выдолбленным снизу бревном, называемым «охлупень» или «шелом», которое крепилось к коньковой («князевой») слеге деревянными стержнями – «стамиками». Комлевому концу охлупня придавались очертания конской или птичьей головы.

Для предотвращения протечек тес на кровлях укладывался в два слоя «вразбежку» и прокладывался берестяными пластинами («скала»). Торцы слег, выходившие на фасады, прикрывались резными досками – «причелинами», стык между которыми закрывался вертикальной резной доской – «полотенцем». Такая конструкция кровли была прочна и не нуждалась в частых ремонтах, а в случае необходимости поврежденные детали было нетрудно заменить на новые. Интересно, что мы встречаем ее и на постройках хозяйственного назначения, и на крестьянских домах, и на храмах.

Русская деревянная архитектура создавалась трудом и талантом многих поколений зодчих. Отбирая и совершенствуя все лучшее, они выработали целесообразные и логичные конструктивные приемы, в полной мере соответствовавшие свойствам дерева. Кроме того, они разработали самобытную художественно–образную систему архитектурных форм и пространственной организации городов и селений, отвечавшую всем практическим и мировоззренческим задачам своего времени, которая стала основой для зарождения национальной русской архитектуры.

«Страной зодчих» называл Россию академик И.Э.Грабарь. «Чутье пропорций, понимание силуэта, – писал он, – декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели, – встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль о совершенно исключительной архитектурной одаренности русского народа…» [2 , с.45] .[текст с сайта музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru]

Использованная литература:

  1. Пилявский В.П., Тиц А.М., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры. М., 1984.
  2. Грабарь И.Э. О русской архитектуре. М., 1969.

// Традиционная культура русских ЗаонежьяИнтернет-публикация kizhi.karelia.ru. 2018. 178 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

kizhi.karelia.ru

Норвежский старинный деревянный дом

Вы, вероятно, сохранили в памяти иллюстрации к русским сказкам: избушки на курьих ножках, сказочные избы, деревянные церкви с каскадами острых деревянных кровель, башенок и шпилей... Все эти чудесные образы были заимствованы русским народным творчеством из старинного норвежского деревянного зодчества. На Руси норвежское деревянное зодчество стало известно благодаря проникновению варяжской культуры вместе с ее носителями князьями-викингами: Рюриком, Трувором и Синеусом. Во владениях Великого Новгорда викинги несли службу по охране морских и речных торговых путей Ганзейского союза. Варяжские наемники состояли позже и на службе у Ярослава Мудрого. Варяжский конунг (норвежский король) Харальд III Суровый (1015 - 1066) много лет жил в Древней Руси. Харальд бежал к Ярославу Мудрому в 1031 году. Здесь уже жил его брат Олав Святой с сыном Магнусом. Харальд командовал дружиной Ярослава, воевал против поляков. Позже в 1034-1035 годах он уехал в Византию, где пробыл в императорской гвардии до 1043 г. Он вернулся домой через Русь, через Киев, где женился на дочери Ярослава Елизавете. Погиб он пытаясь захватить английский трон.

В старинных норвежских сагах Древняя Русь (Гардарика) представала почти сказочной страной с несметными богатстывами и многим диковинками.

Самые ранние настоящие срубные дома в Норвегии и Швеции датируются XI в. н.э., в то время как на Руси срубные дома были известны уже с VIII–IX вв. н.э. Однако русский способ рубки сруба в обло очень прост и несовршенен, и остался практически неизменным с VIII в. н.э. Лишь в XVII–XVIII вв. на Руси стали рубить пазы для мха в верхнем бревне, а не в нижнем, как раньше, что продлевало срок службы дерева. Срубы данного славянского типа известны в Норвегии где с XI–XII вв. так строили жилища. Вероятно технология была привезена варяжскими наемниками, возращавшимися со службы на Руси. Позже русский сруб использовали в Норвегии только для нежилых строений таких как как колодцы, ряжи, быки мостов, сеновалы на выпасе. И уже в XI в. в Норвегии известен принципиально отличный способ рубки с самозаклинивающимся замком, который не допускает раскрытия щелей при усыхании дерева. Норвежская техника рубки в современном виде появилась уже в XIII веке.

Собрание уникальных образцов старинного норвежского деревянного зодчества находится в музее истории норвежской культуры Norsk Folkemuseum на музейном полуострове Бюгдой в Осло. В коллекции этого норвежского музея под открытым небом 153 постройки. В наших обзорах в ближайшее время можно познакомится со старинной деревянной архитектурой из шведского музея Скансен, финского музейного острова Сеурасаари и из новгородской музейной деревни Витославицы. Также можно прочитать очерк про более современные норвежские дома.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Зимняя юрта норвежских саамов и нъолла - домик на курьих ножках (хранилище продовольственных запасов). Гораздо более аутентичная саамская нъолла находится в Стокгольме в парке Скансен.  

Старинный средневековый деревянный норвежский фермерский дом с хлевом и конюшней из долины Сетесдаль.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Для служебных построек викинги бревна распускали пополам: зачем тратить древесину там, где ее можно сэкономить?  

Старинный деревянный амбар из норвежской деревни с традиционной зеленой кровлей.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
На заднем плане средневековый норвежский деревянный амбар на курьих ножках из Sondre Tveito (Hovin) постройки XIV века. На первом этаже этого старинного деревянного амбара хранились съестные припасы, а на втором этаже - ткани и другие ценные вещи. Также на втором этаже находится кровать. На примере амбара на первом плане хорошо видно, как остроумно средневековые строители защищались от грызунов: ступени не доходят до крыльца, а вертикальные куриные ноги максимально затрудняют попадание грызунов внутрь постройки.  

Еще однин шедевр норвежского старинного деревянного зодчества из провинции Телемарк (Rofshus). Конструкция амбара и клети на курьих ногах позволяла заменять сгнившую нижнюю обвязку постройки, сохраняя сам амбар. Также сохранность дома на курьих ножках обусловлена и прекрасной вентиляцией подпольного пространства.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Основа кровли для укладки соломы: толстый слой ржаной соломы служит отличным утеплителем и не пропускаяет осадки. Поджечь плотную и твердую ражную солому с малым количеством органики также весьма затруднительно. Как выглядет соломенная кровля можно посмотреть в статье про шведскую деревянную архитектуру.  

Вид на ферму XVIII века из округа Фъордане.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома

Ставкирке из Гола (Hallingdal) построена в 1212 году. Эта старинная деревянная церковь была перемещена Обществом сохранения памятников древности Норвегии в музей в 1880-е годы. Оплатил перенос церкви в музей на Бюгдой король Оскар II. Реплика этой старинной ставкирке построена на месте ее прежнего нахождения и еще один экземпляр построен в Северной Дакоте, США, где проживает много выходцев из Норвегии.

 

Ставкирке - это деревянная церковь эстакадной каркасной конструкции с заполением стен веритикально расположенными бревнами (бочарная стена). Данная техника была широко распространена в Северной Европе. В период распростарнения Христианства в Норвегии с 1130 по 1350 было построено около двух тысяч ставкирке. На сегодняшний день сохранилось 29 таких церквей, из которых 28 находятся в Норвегии. Самая древняя (1130 год) из них и наиболее украшенная находится в Урнесе. Она включена с Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома

Для постройки деревянных церквей викинги использовали сосны из горных районов, где благодаря постоянным холоным ветрам деревья растут очень медленно, а древесина получается плотная и твердая. Для консервации древесины викинги традиционно использовали черную смолу. Не знаю сколько прослужат современные антисептики для дерева, а черная смола успешно сохраняет эту церковь уже в течении 800 лет.

 

 

 

Верикальный бочарный палисад - конструкция времен викингов: деревянная рама заполняется распиленными пополам бревнами, которые задвигаются между верхним и нижним направляющим бревнами. Угловые столбы опираются на фундаментные камни.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Алтарь древней ставкирке из Гола. Роспись по дереву.  

Внутри ставкирке угловые столбы являются символизируют четырех Евангелистов, а балки на которые опираются колонны символизируют 12 апостолов. Однако вверху церкви обнаружитвается и языческая символика.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Входной портал ставкирке богато декорирован резьбой с растительным орнаментом. В рисунке резьбы могут встречаться и мифологические (для нас, но не для викингов) животные.  

Древние традиции сохраняются в Скандинавии: перед вами портал входа в Биологический музей Стокгольма, построенного в 1893 году архитектором Аги Линдегреном в традиционном норвежском стиле (как копия ставкирке).

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Солярная символика на фронтоне норвежского старинного деревянного дома.  

Старинный норвежский деревянный дом.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Охранная символика дома: смешение языческих и христианских символов.  

Суровая старинная лестница для суровых викингов.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Резьба традиционно украшает и защищает портал вокруг входа в дом. Дверь в дом также украшена резным солярным символом.  

"Здесь был Олав" 1876 год.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Несмотря на обмен технологиями с древней Русью, в Норвегии так и не появилась византийская печь для выпечки хлеба, которая также известна под названием "русская печь". Норвежцы долго предпочитали открытый очаг в центре дома.  

Очаг служил для обогрева жилища и для приготовления пищи.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
В таких кроватях спали не только гномики из диснеевских мультиков, но и самые настоящие викинги.  

Нехитрый старинный деревянный крестьянский скарб.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Характерная шестигранная норвежская рубка стен деревянного дома.  

Старинный норвежский фермерский деревянный дом из долины Нумедаль первой половины XIX века.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Норвежская деревянная водяная мельница на горном ручье.  

Дмаете турбина с лопатками - это современное избретение? Викинги уже были знакомы с турбинами в качестве привода для мельничных жерновов.

деревянное зодчество норвегии   старинные деревянные дома
Один из вариантов бочарной каркасной конструкции старинных норвежских деревянных построек.  

Традиционный норвежский открытый камин надалеко ушел от открытого очага в центре дома.

dom.dacha-dom.ru


Смотрите также